05.09.2013  Новые правила оценки ущерба от ДТП не оправдали надежд

   Минтранс опубликовал проект правил проведения независимой технической экспертизы автомобиля, который был разработан в ответ на обращение заместителя руководителя ФСФР Игоря Жука, назвавшего отсутствие этого документа одной из главных проблем автострахования.
   По оценке страхнадзора, отсутствие методики, позволяющей достаточно точно определить размер ущерба по ОСАГО, является причиной 60% всех исков к страховщикам. Опрошенные корреспондентами Агентства страховых новостей юристы отмечают, что оценка ущерба по обязательной «автогражданке», сделанная в Москве экспертом по направлению страховщика, дает сумму, которая в среднем на 30–40% меньше той, что определяет судебная экспертиза. В регионах этот разрыв может достигать 2–3 раз.
   Новая версия методики Минтранса не содержит существенных отличий от старых. Она по-прежнему устанавливает формулу расчета стоимости ремонта. В ней также приведены таблицы с характеристиками основных видов повреждений автомобилей и количеством нормочасов ремонта. Она по-прежнему предоставляет экспертам большую свободу в оценке среднерыночной стоимости заменяемых деталей и нормочаса работ и не содержит конкретного и единого для всех оценщиков источника или правил, позволяющих определить эти цены.
   Как и раньше, стоимость деталей предлагается оценивать «по данным государственных и негосударственных информационных ресурсов», перечень которых утверждается нормативными документами Минтранса, либо по правилам определения расходов на материалы, утвержденным в 2010 г. Среднерыночная стоимость одного нормочаса должна быть определена на основании данных федеральной или региональной статистической отчетности, а также «государственных и негосударственных информационных ресурсов». Кроме того, ее можно определять «методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (авторемонтных организаций)».
   «При оценке ущерба основная проблема возникает из-за расчета средней стоимости деталей и нормочаса. Эти цифры фактически неоткуда взять. Данные из популярных на рынке справочника НАМИ и системы Audatex часто отличаются от реальных рыночных цен на работу и детали», – говорит юрист компании «ДТП-Помощь» Денис Спицын. Он полагает, что проблему большой разницы в оценках можно было бы решить, создав централизованную базу средних цен и установив государственный контроль за ней. «Однако ни участники страхового рынка, ни Минтранс, ни страховой надзор, ни сами оценщики не заинтересованы в создании такой системы», – отмечает Денис Спицын.
   По словам заместителя генерального директора страховой компании «ЭРГО-Русь» Андрея Знаменского, проблема унификации результатов оценки ущерба эффективно решена в Европе. Там разница между оценками разных экспертов обычно не превышает 10%. «Такой результат достигнут благодаря совокупности нескольких факторов: это и хорошо разработанные правила оценки, и качественный контроль за работой оценщиков со стороны СРО, в которые они входят, и внимание, которое обращают на подготовку оценщиков страховщики», – говорит Андрей Знаменский.